Профессиональные справочные системы для специалистов
20.03.2025
Вводится в действие ГОСТ 30243.2-2024 "Вагоны-хопперы крытые. Общие технические условия"

     Межгосударственный стандарт, разработанный в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 /МТК 524 "Железнодорожный транспорт", распространяется на крытые вагоны-хопперы (вагоны-хопперы закрытого типа), предназначенные для перевозки неядовитых (нетоксичных) грузов насыпью, требующих защиты от атмосферных осадков, по железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм, оборудованные тележками по ГОСТ 9246 или ГОСТ 34763.1.

     

     Вагоны-хопперы крытые относятся к объектам технического регулирования, на которые распространяются требования технического регламента ТР ТС 001/2011 "О безопасности железнодорожного подвижного состава".

     

     Стандарт разработан взамен ГОСТ 30243.2-97 и ГОСТ 30243.3-99, положения которых требовали актуализации с учетом современных инновационных технических решений для проектирования и производства крытых вагонов-хопперов.

     

     В новом ГОСТ 30243.2-2024 введены единые требования к вагонам-хопперам, уточнена нормативная база для обеспечения единства технического уровня и требования безопасности для эксплуатируемого парка грузовых вагонов.

     

     Согласно стандарту, крытый вагон-хоппер (вагон-хоппер закрытого типа) - грузовой вагон с крышей, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

     

     ГОСТ 30243.2-2024 устанавливает новые технические требования, которые включают следующие параметры: максимальную расчетную статическую осевую нагрузку, динамическую погонную нагрузку, базу вагона, высоту скользунов постоянного контакта и другие.

     

     Изменилось климатическое исполнение, которое теперь соответствует УХЛ1 по ГОСТ 15150 с обеспечением работоспособного состояния в диапазоне рабочих температур от минус 60°С до плюс 50°С.

     

     Новый стандарт позволяет оборудовать вагоны по требованию заказчика устройствами, обеспечивающими автоматическую идентификацию бортового номера вагона; устройствами, обеспечивающими автоматическую идентификацию колесных пар, литых деталей тележки и (или) других узлов вагона и проч.

     

     Кроме того, стандарт устанавливает требования к техническим условиям и руководствам по эксплуатации на вагоны, которые должны включать в себя следующие показатели:

     

     а) назначенный срок службы;

     

     б) норматив периодичности проведения капитального ремонта;

     

     в) нормативы периодичности проведения деповского ремонта по комбинированному критерию;

     

     г) нормативы периодичности проведения деповского ремонта по единичному критерию.

     

     Обновились требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям. Введены требования к подножкам, поручням и лестницам. Крышки загрузочных люков должны быть оборудованы запорными устройствами, которые обеспечивают установку съемных запорно-пломбировочных устройств.

     

     Также в новом ГОСТ 30243.2-2024 установлены требования к маркировке в соответствии с действующими техническим регламентом и правилами технической эксплуатации железных дорог. Теперь вагоны должны иметь в своей маркировке: единый знак обращения на рынке, конструкционную скорость, код государства-собственника по классификатору и т.д.

     

     Для проверки соответствия вагонов требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания по ГОСТ 15.309, приемочные и квалификационные испытания по ГОСТ 15.902.

     

     Требования к прочности и динамическим качествам вагона устанавливают по ГОСТ 33211.

     

     Положения стандарта регламентируют требования к транспортированию и хранению вагонов. Вагоны транспортируют к месту эксплуатации по железнодорожным путям как груз на своих осях. В случае длительного хранения вагона головки рукавов тормозной магистрали должны быть защищены от проникновения внутрь воды, снега, пыли и посторонних тел.

     

     Стандарт регламентирует условия эксплуатации и утилизации вагонов. Списанные вагоны подлежат разборке. Составные части вагонов подлежат сортировке по материалам, переработке или утилизации. Непригодные для дальнейшей эксплуатации и ремонта съемные комплектующие узлы вагонов подлежат утилизации.

     

     Дата введения в действие: 1 января 2026 г. с правом досрочного применения

     

     

     По материалам:

     https://opzt.ru/news/vvoditsja-v-dejstvie-gost-30243-2-2024-vagony-hoppery-krytye-obshhie-tehnicheskie-uslovija/