Профессиональные справочные системы для специалистов
24.07.2020
Минпромторг России разъяснил порядок применения запретов и ограничений на допуск иностранных товаров по 44-ФЗ

     Разъяснения представлены в Письме Минпромторга России от 08.07.2020 N 47475/12.
     
     Наибольший интерес вызывают разъяснения о применении подп."б" п.3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616).
     
     Напомним, указанная норма позволяет не применять запрет, если цена единицы товара не превышает 100 тыс. рублей, а суммарная стоимость совокупности таких товаров составляет менее 1 млн рублей.
     
     По мнению Минпромторга России, под совокупностью товаров в данном случае следует понимать товары, соответствующие одному коду ОКПД 2. При этом, если предметом контракта являются товары, относящиеся к разным кодам ОКПД 2, то вопрос о применении запрета решается в отношении каждого товара в отдельности.
     
     С одной стороны, такой подход позволяет заказчикам осуществлять закупки на общую сумму и свыше 1 млн рублей без применения запрета на основании подп."б" п.3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
     
     Например, предметом закупки являются несколько видов мебели:
     
     1) мебель для офисов и предприятий торговли (31.01.1 ОКПД 2);
     2) мебель металлическая, не включенная в другие группировки (31.09.11 ОКПД 2).
     
     Следовательно, исходя из разъяснений Минпромторга России, если по каждому виду мебели в отдельности соблюдаются условия (цена единицы не превышает 100 тыс. рублей и суммарная стоимость составляет менее 1 млн рублей), то запрет не применяется даже при том, что стоимость обоих видов мебели будет превышать 1 млн рублей.
     
     С другой стороны, позиция Минпромторга России предполагает возможность применения запрета только в отношении части предмета закупки, что ранее в практике представлялось недопустимым.
     
     Например, один вид мебели полностью соответствует условиям подп."б" п.3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, и запрет в отношении него не применяется. При этом суммарная стоимость товаров, относящихся к другому виду мебели, превышает 1 млн рублей, соответственно запрет должен быть применен.
     

     По нашему мнению, устанавливать запрет в отношении только части предмета закупки все же не рекомендуется, во всяком случае до появления дополнительных и более однозначных разъяснений по данному поводу.
     
     Напомним, что Минпромторг России уполномочен давать разъяснения по вопросам применения запрета на допуск иностранных товаров для целей закупок (подп."а" п.15 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616).